sirius_srs

Categories:

Москва - что изменилось за десятилетие

Не был в Москве и России очень много лет. И вдруг приехал. Дела. Те изменения, которые мне первым делом бросаются в глаза, местные жители отвергают напрочь, говорят "все наоборот". Хотя ездящая раз в год в Мск питерская знакомая сказала почти то же самое, например.  

В целом город стал комфортен, в первую очередь из-за малого количества людей в транспорте. Немного снизился темп жизни города.

Почти пропал кавказ. Вероятно, свалили в Европу по каким-нибудь грузинским паспортам и прочим сирийским беженствам. В тихую и незаметную пропажу в никуда миллионов человек верится с трудом. Хотя знакомый уверяет что «их стало еще больше, только вытеснили на окраины» (по Подмосковью уже поездил - нет, не стало больше). Но другие подтверждают — стало меньше.

Появились азиаты, но они выглядят довольно замотанными и очень занятыми своими делами. Совсем не те уверенные в своем положении хозяева жизни, как их описывает kosarex, например. На строительстве новой башни Сбера на кутузовской - почти полностью (процентов на 95) славянские бригады, что удивило. Азиаты заметнее всего в курьерском деле - развоз всякой пиццы в больших коробках на велосипедах (действительно собачья работа), фастфуд (но далеко не весь).


Транспорт

Столичные власти еще 10 лет назад (с приходом Собянина) возненавидели автовладельцев и таки вытеснили их в метро. У друга, который с десяти лет за рулем (на северных зимниках не спрашивают документов in the middle of nowhere), который в метро не спускался никогда - бэха три года стоит в гараже, ездит на метро. Удивило что люди начали ездить размеренно, пропускать пешеходов, сразу же останавливаться перед "зебрами". 

Ряд подмосковных веток с электричками теперь называют "метро" и рисуют на карте метрополитена. Хотя это именно пригородные электрички, не интегрированные в сеть метро. Везде новые вагоны, убитых электричек нет.

У подмосковных остановок электричек паркуют довольно дорогие автомобили и дальше едут на работу на электричке, т.к. пробиваться на авто в город это боль. Но раньше владельцы авто такого уровня стояли в пробках, пробирались по тротуарам и обочинам, крякали, а теперь мэрия их победила. Пробки есть в городе, есть на МКАД, но в центре их почти нет - из-за трудностей с парковкой нет смысла ехать в центр. 

Бдительность - наше советское все. Рамки, ренгены и толпы охранников с металлоискателями везде в транспорте, постоянно прокрутка напоминаний "сообщайте, сообщайте, телефон прокуратуры на транспорте..." на двух языках - это ПЦ. В остальном мире отошли от террористической истерии, здесь она прижилась, подкрепившись вертухайской психологией колониальной администрации. Перевозил родственницу из аэропорта Домодедово во Внуково - по дороге вывернул карманы четыре раза, это только где нужно было "выкладывать содержимое на стол", не считая рамок и ренгенов чемодана. В итоге забыл свой ключ в пакете (т.к. задолбался выкладывать из кармана), который отдал ей, ездил в аэропорт еще раз чтобы забрать ключ и попасть домой.

Страдающие фигней шеренги охранников - это такой российский вариант вэлфера. В другой стране им бы просто дали пособие по безработице, как ненужным людям, у нас этих мужчин и женщин набирают в "охрану", в дополнение к миллионам таких же в МВД, Росгвардии и т.д. Возможно это лучше, чем если они же пойдут от ненужности в криминал, как в Бразилии, но показательно что других идей, чем занять людей кроме как играми в бдительность - у колониальной администрации нет и не будет.


Подмосковные направления ЖД

20 лет назад, когда я приехал в Москву, первое время жил за Люберцами. Потом недолго за Балашихой. Что хорошо запомнилось из того времени - это набитые электрички, это набитые вагоны метро, в которые нужно было проталкиваться силой, вжимая всех, чтобы за тобой закрылись двери, и при этом людям удавалось влезть где-то в третий поезд. Это крепкий запах перегара в вагоне прямо с утра. Даже не от кого-то из пассажиров конкретно, а в целом, как "атмосфера".

Приехав в Москву в этот раз - я тоже месяц прожил за Люберцами. И меня поразили изменения этого направления. В электричке приличный "средний класс", офисная речь, за месяц я ни разу не услышал мата. Народа мало - в час пик(!) я почти все время ехал сидя, утром и вечером. Стоящие в вагоне были, но мало.

Домодедово был небольшим городом, обслуживающим одноименный аэропорт, достаточно интеллигентным, ветка осталась в памяти как приличная. Сейчас это самое дешевое (земля, недвига) подмосковное направление, электричка набита рабочими, маргиналами, алкашами, студентами ментовки, трущими за бесперспективную жизнь... Теперь в Домодедово примерно 15% молодежи это азиаты, но они интегрированы. Если играют в футбол - то все вместе, не видно какого-то кучкования молодежи по этносам, как это было когда в Домодедово было полно кавказа, который сейчас оттуда исчез.

Одинцово - ездил один раз, контингент электрички назвал бы "дачный разнобой". Все возраста, все социальные слои. В направлении "экологически неблагополучных" Люберец народ в среднем приличнее.

В Москве почти не видно детей. Такое впечатление, что москвичи рождаются 25 летними. Детей много в Подмосковье и еще больше (визуально) в Питере.


Демография

По ощущениям - народа в городе стало меньше раза в два. Раньше в метро надо было протискиваться, сейчас все стоят свободно, заходят-выходят свободно, не толкаясь плечами, не протискиваясь, а просто обходя других пассажиров. Раньше перед эскалаторами была толкучка, теперь такого нет. Все местные объясняют это появлением нового кольцевого метро (МЦК), но оно тоже ездит пустое. 

Людей пересадили с авто на метро, метро должно было стать еще забитее, а оно полупустое. Хорошо, допустим что МКЦ разгрузило метро, но тогда перейдем к примеру с полупустой электричкой на Люберцы. С этого направления нет "разгружающего" метро, те кто раньше ездил в Москву на авто - теперь тоже едут на электричке. А электричка полупустая, в ней едешь сидя в час пик. Где люди? На это мне ответили что появилось много работ/офисов в самом Подмосковье, там где застраивают новые районы - там же открываю и новые офисы, уменьшился поток людей в центр города. А людей, "на самом деле стало еще больше". Не знаю, не знаю...


Экономика

С одной стороны это "столичные" зарплаты по 40 т.р. (зарплата уругвайского провинциального кассира супера), на которые еще просто так не устроишься, например в возрасте. 50 т.р. как потолок рядовых позиций. В офисах в Монтевидео людям платят больше раза в два. С другой стороны, это ряд ниш, в которых дикая нехватка опытных кадров на 200+ т.р. Самые легкозаменимые кадры - бизнесовые, менеджерские. В итоге технический директор средней компании получает на 30% меньше, чем спец. Менеджера сместят в любой момент и по любому поводу, взяв более молодого и энергичного, а выгнать спеца - как выстрелить себе в ногу.

Ряд компаний сильно выделяется по доходам, зарплатам и атмосфере. Выглядит как пир во время чумы, но не отказываться же стать частью компрадорской элиты, если берут :)

На работе у коллеги три айтишника уехали в Европу и он остался один. По сути весь IT отдел состоит из него, из дому делает все сам как считает нужным и жизнью доволен.

IT отрасль вполне "постиндустриальна", большая часть проектов - это околобанковское ПО и госы (Госуслуги, Ростелеком и прочее). В Европе то же самое, там реальный сектор остался только в Германии, все остальное - "финтек", написание очередного "нового банка", трейдинговой системы, криптовалюты, платежного решения, форекса, биллинга... 

Цены на все бытовое примерно как Европе и вдвое ниже Южной Америки. Огромные суперы (вроде Перекрестка), с шикарным ассортиментом и малым количеством покупателей. В Южной Америки таких нет. Огромные видел, но там близко нет такого ассонтимента - там 10 метров витрины заставят одним товаром и в громадном зале получается что выбора нет. Здесь каждые 20 сантиметров полки - новая позиция. Например рыбного отдела в ЮА просто не будет, а здесь выбор наверное из сотни позиций в любом виде — живой, свежей, мороженной, соленой, консервированной... То же самое с чаем, кофе и т.д., с чем угодно. Эквадорские бананы будут лежать дешевле чем в Уругвае. Виноград зимой раза в полтора дешевле чем в ЮА летом. В ЮА только с говядиной и сырами лучше (но не дешевле).

Дешевый бензин (в Аргентине 80 центов в Патагонии - ненаселенный крайний юг, 1 доллар в обжитых районах, в Уругвае 1.7 доллара за литр, в Чили 1.5 доллара, в Южной бразилии примерно 1.2 доллара), дешевые автомобили (сравниваю не с США, Японией или вторичным рынком Германии). Дешевые страховки (в Уругвае тоже очень дешевые - 100 баксов в год без привязки к водителю, 150 международная Меркосюр - на большуя часть материка).

Мелкий бизнес, за редким исключением "вечных тем" - превратился в изощренный мазохизм. Раньше то был, но общий отзыв знакомых - "все хуже и хуже, был бы счастлив соскочить, но пока не получается". 


Недвига

Зарплаты падают, квартиры растут в цене (Москва, Подмосковье, Питер - 10% в год). Земля дешевеет, вторичный рынок загородных домов мертв. Раньше разруха начиналась "за сотым километром", теперь заброшенные дома начинают встречаться за 50-м километром, и это по крупным трассам... Позже увидел риэлторскую статью, согласно которой в области сотни полностью заброшенных коттеджных поселков (около 50% от всех), в 40% жизнь едва теплится (отдельные дома в этих поселках обитаемы, а рядом заброшки) и только в 10% коттеджных поселков с обитаемостью все хорошо.

Зато в ближнем Подмосковье бум высоток - в Одинцово от горизонта до горизонта стоят 25-30 этажные башни и строят еще. Что-то подобное в Химках и Долгопрудном, на Юго-Западе. Падение зарплат не прервало поток высасывания молодежи с окраин в московское ипотечное рабство.

Учитывая падающий зарплатный рынок, моноэкономику углеводородицы и углеводородные перемоги властей на еврорынке в последние годы, брожение в элитах мысли "даешь бакс по двести" - что-то я не уверен, что в «растущую» столичную недвигу стоит вкладываться. В любой момент она снова уполовинится в цене. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic